Справочник автомобилиста: Что такое СНГ (LPG)?

Аббревиатура LPG, или на русском - СНГ (анг. — L P G — Liquified Petroleum Gas – сжиженный нефтяной газ ) является смесью пропана (C3H8) и бутана (C4H10). LPG повсеместно применяется в промышленности и быту. СНГ (LPG) используется как охлаждающий элемент в холодильной технике (морозильные и холодильные камеры, контейнеры), а также при создании наполнения для бытовых аэрозолей. Также является отличным топливом для двигателей внутреннего сгорания. Состав СНГ (LPG) — это органические углеводородные соединения из группы алканов, которые являются бесцветными газами, без запаха и легко воспламеняются. СНГ хранится в жидком состоянии и используется в газообразном состоянии после процедуры испарения. После конденсации увеличивает плотность запасенной энергии, это важнейшая топливная функция (один литр газа в жидком состоянии формируется из 260 литров газа в летучей фазе).

LPG сжимают и хранят в виде жидкости для того, чтобы было удобнее его перевозить и хранить длительное время. С течением длительного времени, газ не меняет своих свойств и не улетучивается, не трансформируется и т.д.. Октановое число СНГ лучше, в сравнении с дизелем или бензином и, может составлять от 90 до 110 октана. Энергетическая эффективность СНГ имеет более низкий уровень благодаря пониженному проценту энергии на одну единицу объема (правда, единица веса выше). Так газ сгорает на 10-20% быстрее бензина, что с лихвой компенсируется более низкой ценой, около 50% стоимости бензина.

LPG имеет множество плюсов: это природный газ, который не нуждается в распылении в цилиндры, благодаря чему, его можно использовать даже если двигатель холодный. Газ горит чисто, без дыма и пепла. Таким образом, ГБО автомобиля – это более экологичное решение.

По сравнению с дизельным топливом:

— 90% меньше твердых частиц
— 90% меньше оксидов азота
— На 70% меньший потенциал образования озона
— 60% меньше углекислого газа
— СНГ не может загрязнять подземные источники, потому что он не растворяется в воде.

Не путайте СНГ (LPG) с другими обозначениями

Чтобы Вы не путались, предлагаем Вам часто встречающиеся созвучные аббревиатуры с пояснениями значений каждой:
CNG — сжатый природный газ (СПГ)
CMG — сжатый газ метан (СМ)
LNG — Liquified Natural Gas — сжиженный природный газ (СПГ)
LBG — — Liquified Biogas — сжиженный биогаз
CBG — Compressed Biogas — сжатый биогаз
Теперь Вы точно знаете, какой газ Вам нужен под Ваш ГБО.

Для чего делают именно пропан-бутановую смесь газа?

Сжиженный нефтяной газ может содержать различное соотношение (пропорции) бутана и пропана, что сказывается на его свойства. Кроме того, от пропорций зависит октановое число и плотность топливных паров.

Октановое число (ОЧ) - число сопротивления детонации горючего. Вычисляют его при помощи изменения содержания насыщенных углеводородов (например, пропана, н-бутана, изобутана). Сильнее всего на ОЧ влияет изобутан, который имеет самое большое ОЧ. Содержание пропилена и бутена понижает ОЧ СНГ. Содержание ненасыщенных углеводородов диена также при необходимости понижает октановое число, а также могут полимеризоваться, образовывая осадок и нагар на внутренних системах авто.

Плотность испарения – одна из важнейших характеристик, которые нужно учитывать в холодное время года. Только удерживая пропорции смеси можно избежать утечек бака, ведь пропан кипит при -42 ° С, а бутан при -0,5 ° С. Потому крайне важны правильные сезонные пропорции. По этому, процентное соотношение пропана в СНГ (LPG) увеличивается в зимний период, за счёт чего летучесть смеси увеличивается. Летом допустимые пропорции смеси 40% пропана и 60% бутана, зимой – наоборот, 60/40.

Зачем ароматизируют СНГ (LPG)?

Газовую смесь ароматизируют исключительно в целях безопасности. Запах подбирают не приятный, тот который будет ощутим в концентрации от 1/5 нижнего порога взрываемости. Чаще всего, ароматизатором выступает этантиол, содержащий серу. Является органическим соединением. 
Интересно, что этантиол был признан Книгой Рекордов Гиннеса, как самое зловонное вещество в мире.

Ароматизация СНГ также связана со снижением содержания серы в топливе. Достижение содержания серы в жидких газах со стандартом с 2009 года, в классических двигательных топливах (10 ppm — 10 частиц серы на 1 млн. частиц раствора) очень трудно, потому что ароматизатор поднимает содержание этого элемента. Содержание серы после ароматизации может составлять до 50 мг / кг.